Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Слово "экспозиция" происходит от латинского глагола ехропо (выставлять напоказ, раскладывать) и производного от него существительного expositio изложение, описание. Экспозицией можно назвать размещение любых предметов, представленных для обозрения. Но музейная экспозиция имеет свою специфику. Ее основу составляют не любые, а музейные предметы, обладающие определенной совокупностью признаков и свойств. В экспозиции они обретают новый статус: становятся экспонатами, то есть предметами, выставленными для обозрения.
В качестве экспонатов могут выступать и "заменители" подлинников, то есть воспроизведения музейных предметов, а также карты, схемы, диаграммы и другой научно-вспомогательный материал, необходимый для наглядного показа связей между предметами и раскрытия темы. В состав экспозиции входят письменные тексты разнообразного характера, часто фонические материалы. Эта совокупность музейных предметов, их воспроизведений и моделей, научно-вспомогательных материалов и текстов называется экспозиционным материалом [6].
Все части экспозиции взаимосвязаны между собой и составляют ее тематическую структуру. В соответствии с ней экспозиционные материалы делятся на структурные единицы экспозиционные комплексы, то есть группы предметов, связанных между собой по содержанию или иным признакам и составляющим зрительное и смысловое единство. В качестве экспозиционного комплекса может рассматриваться и экспозиционный зал, созданный по единому проекту и имеющий свой неповторимый облик.
В экспозиции выявляется знаковая природа вещей. Знак — это предмет, который выступает в качестве носителя информации о других предметах, событиях, явлениях. Когда предметы используются в чисто практических целях, их знаковая функция отходит на второй план, а на первый выступают утилитарные свойства. [13]
Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: "Фотография музейной экспозиции".
Объект нашего исследования музейная экспозиция.
Предмет исследования фотография музейной экспозиции.
Цель исследования охарактеризовать фотографию музейной экспозиции.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Дать характеристику основным понятиям работы
3. Выявить роль фотографии музейной экспозиции.
1. Фотография в контексте музейного пространства
1.1. Философское осмысление фотографии и музейная среды
Фотография в наши дни является искусством, активно используется в науке и проникла практически во все сферы деятельности человека, она так же оказывается социальным явлением, которое изменило сознание человечества навсегда. В конце XIX века – в времена технического прогресса, глобальной индустриализации, фотография начала принимать активное участие в формировании представлений об окружающем мире, ускорила ритм жизни городского человека. Практически каждое событие, описанное в газете, подкрепляло свою правоту фотографическим изображением. Так понятие «вижу ‐‐ значит существует» обрело новый смысл, теперь для формирования представлений о мире, о жизни на планете, не требовалось личного присутствия. Человек мог узнать, как выглядят индейцы Северной Америки взглянув на фотографию, а дальше закрепить образ в своей памяти. Фотография того времени показала, насколько многогранная жизнь здесь и сейчас. Возможность получать информацию путем визуальных образов плотно вписалась в матрицу сознания и к концу XX века человек уже не могу представить мир без фотографий. Развитие фотографических технологий с самого начала работало на упрощение процесса, но и на его одновременное усложнение.
Так, например, рождение цифровой фотографии привело к колоссальной массовости явления. В XXI веке мы уже имеем цифровую фотокамеру не только, как инструмент художника, но и как средство обмена информацией, фиксации окружающего мира, запечатления эмоций и важных событий, ведь простая камера есть практически в каждом телефоне. Здесь мы сталкиваемся с дуализмом эволюции фотографии XXI века. Процесс стал максимально сложным с технической точки зрения (только профессионал может объяснить принцип работы цифровой фотокамеры), а с другой стороны, принимать участие в фотографическом мире и в качестве фотографа, и в качестве зрителя стало чудовищно просто. Отпала необходимость обладания ремеслом, фотокамера вполне самодостаточный инструмент, который всё сделает сам. Такая приветливая простота процесса и минимальный объем информации строит новую матрицу сознания. Фотография превратилась в доступный язык высказывания, причем и с точки зрения фотографа и с точки зрения зрителя. Фотография сейчас находится на витке небывалого развития. Всё новая и новая информация вписывается в матрицу сознания
Фрагмент для ознакомления
3
вписывается в матрицу сознания
Литература
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. С. 152.
2. Берлин. Май. URL: http: // rosphoto. org (дата обращения: 06. 04. 2016); Берлин. Май 1945 // Военно-медицинский музей: музей медицины России и воен.-мед. службы. URL: http: // milmed. spb.ru (дата обращения: 06. 04. 2016).
3. Бунимович Д.3. Краткий курс фотографии. М., 1975
4. Воронцова Е. А. Музей и историческая наука в информационном поле // Современные тенденции развития музеев и музееведения: материалы II всерос. науч.-практ. конф. Новосибирск: Автограф, 2014. С. 58.
5. Выставочный аспект художественной жизни российских регионов: новые условия, участники. Проблемы взаимодействия. Тверь, 1998.
6. Гурьева М. М. Фотография как архив // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2009. № 96. С. 335.
7. Дитлов А.С. Любительская фотография. Мн., 1979
8. Дыко Л.П., А.Д. Головня. Фотокомпозиция, издание 2-е, перераб., расшир. и доп. М.: "Искусство" 1962 261 стр.
9. Изучение и научное описание памятников материальной культуры. М., 1972.
10. Ляшко А. В. Музей в пространстве визуального опыта современного человека // Музей – зритель, XXI в.: материалы конф. к 80-летию науч.-просвет. отд. СПб.: Издво Гос. Эрмитажа, 2006. С. 123.
11. Мазный Н.В. Кинетические принципы организации музейных выставок и проблема сохранения музейной специфики. М., 1997.
12. Мазный Н.В., Поляков Т.П., Шулепова Э.А. Музейная выставка история, проблемы, перспективы. М., 1997
13. Музееведение: Учебник для высшей школы. М., 2004
14. Музейная каталогизация и ЭВМ. М., 1983
15. Музейная экспозиция (теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции). // Отв. ред. М.Т. Майстровская. М., 1997
16. Музейное дело России / под общ. ред. М. Е. Каулен и др. М.: ВК, 2003. С. 233.
17. Пальчевский Б.В. Фотография: Курс для начинающих. 2 изд. Мн., 1985
18. Пелевин Ю. Художественная экспозиция (принципы и методы построения). М., 1992
19. Первак В. Э. Обеспечение сохранности этнографических коллекций в музее: метод. пособие. СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2011. С. 16–17.
20. Рыбак К. Е. Глобальная прозрачность: музейный предмет в цифровую эпоху // Современные тенденции развития музеев и музееведения: материалы II всерос. науч.-практ. конф. Новосибирск: Автограф, 2014. С. 181–185.
21. Чинхолл Р. Выставочная деятельность музеев и картинных галерей. М., 1972.